+7 (982)348-66-72
г. Челябинск, ул. Елькина, д. 76, офис 420
9.00 - 17.00 по предварительной записи

Хорошая новость для тех, кто согласен оплачивать услуги адвоката "по результату"!

Иски о защите прав пациентов теперь можно подать без предварительной оплаты стоимости моих услуг, экспертизы, иных расходов.

Оплата - после взыскания заявленных сумм с ответчика, в процентном отношении (конкретные цифры согласовываются с инвестором).

Выезд в любой город!

Подробности

 Новый вариант оплаты

Оплатить мои услуги по представлению интересов в суде общей юрисдикции по гражданским делам и делам об административных правонарушениях теперь можно ещё одним способом: за участие в одном судебном заседании - от 5 000 в зависимости от сложности дела. 

Список сообщений по тегам

 

В конце ноября рассылка К+ порадовала сразу двумя новыми приказами Минздрава по вопросам регулирования отношений медучреждений с пациентами. Это:

  • Приказ Минздрава России от 12.11.2021 № 1049н «О внесении изменений в Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 сентября 2020 г. № 972н»;
  • Приказ Минздрава России от 12.11.2021 № 1050н «Об утверждении Порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента».

 

Согласно этим подзаконным актам, с 1 марта 2022 года доступ к медицинской документации пациента, помимо пациента (его законного представителя), как это было раньше, получают также его супруг (супруга), дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и сестры, внуки, дедушки, бабушки либо иные лица, указанные пациентом (его законным представителем) в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство.

 

Эти лица смогут получать справки и медицинские заключения, а также знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента, в том числе после смерти пациента, если он или его законный представитель не запретил разглашение таких сведений.

 

Мы видим закономерный итог изменения законодательства об охране здоровья в части расширения круга лиц, имеющих доступ к информации о состоянии здоровья пациента, начало которому положено известным в наших кругах Постановлением Конституционного Суда РФ от 13.01.2020 № 1-П. Напомню, Конституционный Суд дал указание федеральному законодателю внести в действующее правовое регулирование изменения, которые позволят нормативно определить условия и порядок доступа к медицинской документации умершего пациента.

 

От себя добавлю, что адвокаты по-прежнему не имеют никаких прав на получение информации о состоянии здоровья и медицинской документации, если только пациент не укажет конкретного адвоката в ИДС или письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну. Но, тем не менее, препятствий к защите прав и законных интересов пациентов стало меньше. И это не может не радовать!

 Верховный Суд недавно вынес Определение от 5 августа 2019 г. № 303-ЭС19-11529, согласно которому если в ИДС не указаны характер и объем обследования, лечения, манипуляций, операций и т. д., то такой документ не может быть расценен, как дача информированного добровольного согласия гражданина на медицинское вмешательство и свидетельствует об отсутствии такого согласия.

Напомню: согласно статье 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» дача информированного добровольного согласия:

1) является необходимым предварительным условием медицинского вмешательства;

2) осуществляется на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о:

- целях, методах оказания медицинской помощи;

- связанном с ними риске;

- возможных вариантах медицинского вмешательства;

- его последствиях;

- о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

И если при разрешении судебного спора будет установлено, что оформленное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство не доказывает предоставление пациенту полной и достоверной информации, указанной выше,  суд признает, что медицинская организация нарушила право пациента (он же потребитель) на получение информации об услуге. 

Врачи удивляются, когда я говорю: 90 % ИДС составлены (и оформлены) неправильно. Как так, мы ведь используем рекомендованную форму (а то и утвержденную Минздравом). А вот так! Идеальное ИДС, которое на 100 % защитит от претензий пациента, составить невозможно, как и идеальный договор на оказание медицинских услуг. Но даже если юрист учтет все (или почти все) ситуации, которые могут возникнуть, остается еще один немаловажный момент: ИДС нужно правильно оформить. А вот это медработники делать как раз и не любят, упрекая юристов в том, что их заставляют писать бумажки, в то время, как им нужно лечить людей. Как будто им на первом курсе меда не говорили для кого пишется история болезни…. 

ИДС вообще довольно загадочный документ, а если относиться к нему наплевательски – ещё и опасный. К примеру, изучаю меддокументацию по иску об оказании некачественной медицинской услуги в стоматологии. В деле есть ИДС на оказание терапевтической помощи, ИДС на ортодонтическое лечение… а на хирургическое нет! А два зуба удалили… Кому руководитель клиники должен сказать «спасибо» за взысканную в пользу пациента сумму? 

Давайте не будем забывать: ИДС должно соответствовать не только статье 20 Федерального закона № 323-ФЗ, но и статьям 9 и 10 Закона «О защите прав потребителей», ибо пациент у нас еще и потребитель. И в суде по спору о качестве и безопасности медицинской услуги, я, к примеру, обязательно обращу внимание суда на этот момент. И вот уже на горизонте видны компенсация морального вреда по ЗоЗПП и штраф в размере 50 % от взысканной суммы. 

Есть и хорошая новость. Для пациентов. Та самая, которая плохая для медиков. ИДС может стать ключевым доказательством по иску к медицинской организации. И его отсутствие либо некорректное заполнение почти всегда расценивается экспертами, как дефект качества медицинской помощи.